Моделирование бизнес-процессов
- Моделирование бизнес-процессов дает возможность руководителям и собственникам предприятий окончательно убедиться в необходимости и удобстве использования продуктов 1С в своей организации.
- Моделирование подразумевает текстовое описание бизнес-процессов и их взаимосвязей, а также графическое представление этих связей, например, в виде блок-схем. Разработка модели нужна, чтобы создать прототип рабочей системы бизнеса. Так команда ITsale сможет подобрать версию 1С, внести в нее данные о бизнес-процессах в вашей компании и проверить работоспособность программного обеспечения в заданных условиях.
- Если какого-либо функционала не будет хватать для закрытия ваших потребностей, специалисты определят это в процессе тестирования демоверсии, доработают программу и предоставят вам финальный вариант корпоративной системы.
Почему стоит доверить моделирование бизнес-процессов профессионалам ITsale?
- Большой опыт работы. Более 10 лет мы внедряем и настраиваем продукты 1С. Мы работаем с проектами разной сложности и с бизнесами разного масштаба: от малого и среднего до крупных компаний и холдингов. Знаем, какие процессы можно автоматизировать и как это сделать.
- Индивидуальный подход. Всегда проводим предпроектное исследование и определяем особенности бизнес-процессов заказчика. Можем подобрать конфигурацию и версию 1С и разработать дополнительные функции под индивидуальные потребности.
- Прозрачность. Прописываем сроки, перечень услуг и их стоимость в договоре. Соблюдаем заранее установленные рамки бюджета и ограничения времени. Гарантируем прозрачность процесса оплаты.
- Оперативная техподдержка и консалтинг. Отвечаем на обращения в течение дня обращения. Заполните форму на сайте или закажите обратный звонок и специалист свяжется с вами. Можете обратиться к нам по телефону, в мессенджере или по электронной почте. Работаем удаленно по всей России и выезжаем по Москве и Московской области.
- Доработка информационных систем. Если вам не подходят типовые конфигурации 1С, требуется интеграция со сторонними сервисами или нужен уникальный функционал —специалисты ITsale к вашим услугам. Мы можем создать такую программу, которая закроет все ваши потребности.
Цель моделирования бизнес-процессов — повышение эффективности и оптимизация деятельности компании. Чтобы достигнуть этой цели, специалисты предпринимают следующие шаги:
- Исследование компании: анализ организационной структуры, документов, политики и регламента, сферы деятельности и текущих задач;
- Определение частых рутинных операций;
- Определение взаимосвязи между процессами;
- Проектирование и разработка модели бизнес-процессов в конкретной компании;
- Отбор процессов, которые можно ускорить, цифровизировать и автоматизировать;
- Подбор программного решения, которое необходимо для достижения намеченных целей;
- Внедрение выбранного программного решения и оценка его эффективности;
- Доработка программы при необходимости.
Основные подходы к моделированию — процессный, функциональный и ментальный.
Процессный подход к моделированию
Наиболее понятный для большинства владельцев бизнеса и руководителей подход к созданию модели — процессный. В частности, консалтинговые компании используют стандарт BPMN (Business Process Model and Notation). Он основан на определении последовательности действий в определенных границах.
Процесс представляется как последовательность каких-то событий и операций, которые имеют начало и конец. Все процессы можно детализировать, то есть разделить на подпроцессы и задачи. Акцент делается на то, что нужно сделать для получения результата, а не на сам результат.
Пример: процесс заказа товара покупателем.
- Покупатель заходит на сайт и выбирает нужный товар
- Покупатель оформляет и оплачивает заказ
- Сотрудники компании обрабатывают заказ, проверяют наличие товара на складе, подготавливают товар к отправке
- Заказанный товар доставляется клиенту
- Клиент получает товар
Функциональный подход к моделированию
Функциональная бизнес-модель рассматривает бизнес как функцию, с точки зрения результативности. Если использовать этот подход, больше внимания уделяется не последовательности действий как при BPMN, а итогу, результату события.
Перед созданием такой модели специалисты анализируют, что мы имеем на входе, и что желаем получить на выходе. Все, что происходит между этими двумя точками, для модели не имеет значения, поэтому бизнес-процесс для нее — «черный ящик».
Пример:
- Вводные данные: запустили новый продукт, есть интерес клиентов
- Желаемый результат: покупка нового продукта или получение постоянного клиента
При необходимости функции можно разделять и получать более детализированную модель. Функциональный подход зачастую используют в планировании и запуске новых процессов, например, в производстве нового продукта, запуске сервиса или маркетинге.
Ментальный подход к моделированию
Этот подход подразумевает создание ментальной карты, которая отражает связанные между собой понятия: операции и действия, а также тех, кто их совершает.
Этот подход предполагает скорее создание схемы в свободной форме, чем разработку полноценной модели, но он также имеет ряд преимуществ. Ментальный подход помогает структурировать свои знания, определить задействованные в бизнес-процессе подразделения и сотрудников и найти решение для определенной задачи. Такие схемы простые, интуитивно понятные, и их можно быстро нарисовать, однако они могут быть недостаточно информативны.
Пример:
От главного понятия, например, «Заказ товара покупателем» отходят следующие ветви:
- Посещение сайта и выбор товара
- Название
- Характеристики
- Вебсайт или приложение
- Команда IT-специалистов
- Оформление и оплата заказа
- Ввод информации
- Выбор способа доставки
- Оплата
- Вебсайт или приложение
- Платежный провайдер
- Обработка заказа
- Поиск товара на складе
- Упаковка и маркировка товара
- Сотрудники склада
- Доставка заказа
- Передача товара службе доставки
- Способ доставки: курьер, самовывоз
- Пункт выдачи заказов
- Обратная связь
- Получен товар или оформлен возврат
- Отзыв покупателя
- Вебсайт или приложение
Из-за отсутствия стандартизированной структуры ментальные карты (визуализация) могут подойти не всем. Если вам нужна более четкая структура, можно комбинировать карты с другими подходами или отдать предпочтение процессному или функциональному моделированию.
Преимущества моделирования бизнес-процессов
Проектирование модели бизнес-процессов — частая практика, которая приносит множество ощутимых преимуществ. Вот некоторые из них:
- Понимание бизнеса. Создание модели помогает лучше понять взаимосвязи между различными аспектами бизнеса. Руководители получают четкую аналитику, изучают ключевые показатели и на основе полученных данных принимают обоснованные решения.
- Помощь с выбором программы для бизнеса. После проектирования появляется понимание того, какую программу внедрить для развития бизнеса. Если вы сомневаетесь в том, правильную ли систему или конфигурацию вы хотите внедрить, проанализируйте бизнес-процессы. Так вы точно поймете, что требуется на предприятии.
- Улучшение бизнес-процессов. Анализ процессов помогает выявить потребности бизнеса и проблемные области. Последующая оптимизация и внедрение 1С поспособствуют повышению производительности и снижению затрат.
- Повышение качества. Оптимизация бизнес-процессов может быть необходима для контроля качества товаров и услуг и сокращения количества ошибок.
- Эффективное управление предприятием. Разработка регламентов бизнес-процессов облегчает управление компанией и позволяет контролировать ход выполнения рабочих задач. Вы можете тратить время на развитие бизнеса, а не на контроль рутинных операций.
Мы уверены, что своевременное тестирование системы в формате моделирования бизнес-процессов — это экономия времени и ресурсов на доработку и исправление ошибок в будущем. По нашему опыту, наибольший эффект приносит прохождение всех этапов подготовки к внедрению информационной системы в комплексе:
- Предпроектное обследование
- Моделирование бизнес-процессов
- Создание технического задания
Если вы задаетесь вопросом, «а так ли необходима услуга моделирования бизнес-процессов в моем случае», проверьте себя по списку критериев. Такая услуга точно подойдет вам, если:
- Вам нужно четкое понимание тонкостей бизнес-процессов в компании, их оптимизация и последующая автоматизация
- У вас есть сомнения в рентабельности и необходимости внедрения новой системы
- Вам необходимо точное понимание бюджета и сроков реализации проекта внедрения 1С, возможных доработок и связанных с ними дополнительных затрат
- Вы хотели заранее «попробовать» функционал в действии до внедрения 1С
- Вам важно, чтобы итоговый продукт работал максимально четко и без ошибок
Самые распространенные подходы к бизнес-моделированию — процессный, функциональный и ментальный.
- Процессный направлен на анализ последовательности действий, шагов от начала до получения итога.
- Функциональный подход направлен на анализ точки входа и результата и подходит для планирования.
- Ментальный подход подразумевает построение ментальных карт и используется для структурирования информации о процессе.
В консалтинге чаще всего используются первые два подхода.
Построение модели бизнес-процессов способствует лучшему пониманию бизнеса и помогает определиться с выбором информационной системы. После внедрения подходящей системы вы увидите, что рабочие процессы станут проще и быстрее, затраты снизятся, а эффективность работы возрастет.